А пора ли нам в школу?

Показатели готовности ребёнка к школе

У современных школьников учебная нагрузка увеличилась почти в 2 раза, при этом количество часов на основные предметы сократилось. Основной ошибкой родителей дошкольников является то, что с самого раннего детства взрослые из самых лучших побуждений стараются как можно лучше развить интеллект ребёнка, отодвигая на второй план физическое, речевое и личностное развитие. А ведь все эти составляющие дошкольного развития должны формироваться параллельно.

1. Физическое развитие (понаблюдайте за походкой ребёнка, поиграйте с ним в мяч в "Вышибалы"): Сформированность мелких движений: ребёнок уверенно и правильно держит карандаш, рисует чёткие линии, при раскрашивании не калякает, раскрашивает аккуратно, не заезжая за границы фигуры. Сформированность крупных движений: устойчивая, ровная походка. Нет нарушений в координации движений: яркий пример - это умение завязывать шнурки. Отсутствие лишних, зачастую нервозных движений.

 Физическое развитие - это прежде всего здоровье ребёнка и способность организма выдерживать школьные нагрузки. При низком уровне физического развития у школьников часто возникают трудности в овладении письменной речью, ребёнок не может аккуратно выполнять работы на уроках технологии и изобразительного искусства.

Своевременное и правильное физическое развитие с самого рождения напрямую влияет на развитие речи ребёнка. Из-за невозможности выполнять упражнения на уроках физической культуры и полноценно участвовать в подвижных коллективных играх у ребёнка могут начать развиваться комплексы неполноценности, трудности в общении с другими ребятами и школьная тревожность.

2. Речевое развитие: Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык - это фундамент для изучения всех остальных школьных дисциплин. 

3. Интеллектуальная готовность: Способность самостоятельно спланировать и проконтролировать результат своих учебных действий, а также повторить учебные действия по образцу или правилу. Умение держать внимание на учебной задаче. Умение заставить себя преодолеть трудности в решении учебной задачи. Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (например, помидор и клубника красные).

 Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Образные представления обеспечивают понимание условий математической задачи, её соотнесения с реальной жизнью, а затем контроль за реалистичностью решения. Вспомните мультфильм, где у мальчика в ответе задачи получилось полтора землекопа.

Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека (человечка, дядю). Готовый рисунок должен иметь подробный образ человека, состоящий из 7 основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, руки, ноги) и хотя бы трёх дополнительных (пальцы, шея, волосы или шапочка, обувь, одежда, брови, уши и т. д.). Умение понять и выполнять задания взрослого.

4. Личностное развитие: Ребёнок должен уметь устанавливать дружеские отношения. Умение считаться с коллективом, работать в паре, группе. Умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Проявление уважения к учителю. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм поведения. Ребёнок должен уметь сам следить за своим поведением и двигательной активностью на уроке и во внеурочной деятельности. Слышать и реагировать на словесные замечания взрослых и сверстников.

Первоклассник должен быть активным и самостоятельным в работе на уроках и во внеклассной работе. Ребёнок должен иметь желание учиться и идти в школу.

Отсутствие школьной тревожности. Отсутствие выраженных противоречий между : а) требованиями педагогов и родителей; б) требованиями взрослых и возможностями ребенка. Очень часто уже в начале урока учителя сталкиваются с тем, что некоторые ученики не удерживают внимание не то, что 15-20 минут, но даже не могут и 5 минут внимательно и вдумчиво слушать учителя.

Представление о самооценке ребенка можно узнать различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку нарисованной лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, завышенная, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания родителей.

Важнейшим компонентом личностной готовности ребёнка к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности принять точку зрения другого, умение принимать критику в свой адрес, уметь конструктивно работать в группе. Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения.

Хорошо подготовленные к школе дети очень отчётливо понимают роль учителя. Для них учитель - это новый источник получения ответов на свои вопросы, это новый способ взросления. Хорошо известно, например, что ученики начальной школы хвастают друг перед другом, чья учительница строже. Строгость, в понимании детей , это как раз то качество, которое относится к самой роли сути учителя. Поиграйте с ребёнком в " запрещенные слова”, где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Дети, психологически не готовые к школе, обычно "честно” отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они ещё не умеют соблюдать условные правила.

К какому типу относится ваш ребенок (по способу усвоения информации)?

Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Кинестетический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих.

Кинестетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинестетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения. Визуальный тип. Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться.

Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видеокассеты.

Аудитивный тип. Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам,  наоборот, необходим фон - приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

10 заповедей для мамы и папы первоклассника

·         Начинайте забывать о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверять тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.), развивайте у ребенка навыки самообслуживания, приучайте доводить до конца любое начатое дело. Готовьтесь к тому, что с первых дней в школе ребенок будет обслуживать себя сам.

·         Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

·         Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя при этом сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите вместе в магазин.

·         Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

·         Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

·         Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи — залог хорошей учебы. Были в цирке, кино — пусть расскажет, что ему больше понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно. Читайте ребенку книги, особенно волшебные сказки разных народов, учите вести диалог по прочитанному.

·         Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

·         Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого — основа взаимопонимания.

·         Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

·         Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас — фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Как готовить ребенка к обучению в школе?

Современная школа требует от ребенка, поступающего в первый класс, наличия определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения, развития мелких движений кистей рук, а также желания идти в школу, мотивации к обучению. Эти качества позволят ребенку овладеть учебными программами, учиться с интересом. Перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать родителям будущих первоклассников при подготовке к школе.

1. Для формирования позиции школьника очень полезна игра «в школу».

Ребенок должен выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Необходимо поддерживать хорошее отношение ребенка к школе и учению.

2. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую.

Не травмируйте ребенка!

3. Подготовка ведущей руки.

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами.

Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок, гречки) двумя пальцами - указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика). Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты, в этом вам помогут альбомы для раскрашивания. Ребенку надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

4. Четкое произношение звуков.

Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения. Если у ребенка наблюдается плохое произношение звуков, обратитесь к логопеду, так как неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом до поступления в школу. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

5. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям.

В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети на уроке не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться. Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (два-четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке.

6. Развивайте восприятие речевых звуков.

Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные (А-О-Э), а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто («Б», а не БЭ; «Р», а не РЭ). Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.

7. Делите слова на слоги.

Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.

8. Учите выделять звуки из слова.

Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.

9. Учите пересказывать сказки или рассказы.

Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа. Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:

·         выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

·         спросите, понравилось ли произведение. Чем?

·         что нового, интересного он узнал?

·         попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения.

·         как описана природа? Какие слова и выражения ему запомнились?

·         чему научила его книга?

·         предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.

·         выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

 Дети учатся жить у жизни.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Ш. А. Амонашвили

 Добро пожаловать в первый класс!